Навряд ли найдется такая особа, которая никогда бы не слыхала о Вавилоне. Практически все люди знают библейские истории, в которых упоминаются вавилонские блудницы, знаменитая башня, столпотворения и слияние языков. Легендарный Вавилон таит в себе множество секретов. И многие интересуются, откуда произошло знаменитое выражение о вавилонской проститутке. На протяжении веков историки пытаются выяснить, была ли она реальной личностью или метафорической фигурой. Попробуем разобраться.
Вавилон еще называют «вратами бога». Территорию, населяемую древними людьми, создали шумеры в 3 тысячелетии до н.э. Это была первая цивилизация в мире. Именно из этой среды вышла знаменитая проститутка. В Библии описана масса противоречивых и таинственных персон, но вавилонская плутовка является самой загадочной и устрашающе распутной фигурой. Но кто она и чем заслужила такую славу?
Источник, в котором впервые упоминается спорная личность, является прославленным откровением апостола по имени Иоанн Богослов. И говорится в нем об Апокалипсисе. Одному из дюжины последователей Иисуса явилось видение, в котором он узрел суд над женщиной с черной душой. Долгое время она была проституткой. Вместе с ней бесчисленные люди совершали развратные действия и творили ужасающие непотребства. И владыки земные прелюбодействовали с падшей женщиной. Изображали ее сидящей на семиглавом чудище с десятью рогами. В десницах развратница держала золотую чашу, переполненную нечистотами блуда и всяческими мерзостями. Не от вина, а от крови страдальцев и святых людей была пьяна грешница.
Интересно то, что существует две версии прообраза ужасающей личности.
Версия первая…
Специалисты в области библеистики склонны полагать, что вавилонская шлюха – это метафорическое высказывание, созданное для обрисовки Римской империи, в которой правили язычники, преследовавшие христиан. Обличье порочной девушки отражает концепцию владычества в Риме, олицетворяющую стяжательство, безжалостность, вакханалии и ненасытность. В таком случае древнеримскую цивилизацию завуалированно нарекают Вавилоном. В писании говорилось, что проститутка восседала на «семи горах», которые интерпретируются как римские холмы.
Интересно то, что при властелине Веспасиане на монетах изображали древний город в виде дамы, которая сидела на холмах. При анализе библейской энциклопедии имеющиеся факты указывают на то, что речь шла о Риме.
Версия вторая…
Хоть в древнюю эпоху и преобладало язычество, великое откровение сотворили в I веке н.э. И в нем речь идет о Святой Земле. При таком раскладе символизм проститутки относится к развращенному городу Иерусалиму, в котором умертвили Христа, и в обществе царило непотребство. Падение Вавилона, отождествляемое с кончиной блудницы, метафорично передает существующее историческое событие – разгром Иерусалима, произошедший в 70 году н.э. Римские войска завоевали городок в ходе иудейской баталии.
Примечательно, что большинство церковных реформаторов, в том числе и Мартин Лютер ассоциировали Папу Римского с Антихристом, а католическую церковь с «вавилонской потаскухой».
Также выражение имеет отношение к жрицам, которые работали в храмах. Первое упоминание о храмовой проституции принадлежит Геродоту. Он писал следующее: каждая вавилонянка хотя бы раз в жизни приходит в святилище Афродиты и отдается иностранцу за деньги. Своеобразный долг выполняет каждая горожанка. Женщина, сидящая в храме, не могла воротиться домой до тех пор, пока ее не купит какой-нибудь чужестранец.
А в современное время многозначительная фраза употребляется не в буквальном значении. Выражение ироничного характера применимо к проституткам, порочность которых достигла небывалых масштабов.